Контактная информация:
тел:
ICQ: 388861963
e-mail: azmi@inbox.ru

УХОД ЗА ВЕЛОСИПЕДОМ

Стоит сказать, что тема ухода за велосипедом, способы мытья, смазки и т.п. – вещь очень популярная в байкерском интернет-сообществе. Многие готовы до хрипоты спорить в форумах (чатах, аське) о том, что цепь нужно проваривать в смазке, а не пшикать на нее тефлоном и т.д. Однако, истины в последней инстанции здесь не существует, есть целый ряд способов ухода, одни, вероятно, лучше, другие хуже, но ясных методов объективного измерения этого не существует. Поэтому вам придется смириться с тем, что в этой статье говорится о том, как можно ухаживать за байком.

Чистка

Прежде всего надо сказать, что байк, как и любое механическое изделие, любит чистоту. Его нужно периодически любовно мыть и чистить. В идеальном варианте - после каждой поездки, но это, конечно, малореально. Обычно делается это из каких-то субъективных ощущений, здесь самое главное – чтобы достаточно чиста была ходовая часть (звезды, цепь); чистота рамы более относится к эстетике и вашему вкусу. Естественно, что байк нужно обязательно мыть после грязных, мокрых, грязевых покатушек.
Считается, что идеальный способ мытья байка – струей воды из мойки Karcher, но это реально только когда у вас свой дом, или, в крайнем случае, если вы живете на первом этаже. Многие живут в обычной квартире, и поэтому байк моют в ванне. Здесь присутствует определенный момент отношений с сожителями по квартире. Так вот, снимаете с байка колеса и ставлю его вверх ногами в ванну, при этом седло – на ее дно, а грипсы – на бортики, руками счищаю и выкидываю крупные комья грязи и траву, чтобы не забивать канализацию, а потом достаточно сильной струей из душа, помогая себе жесткой щеткой с пластиковой щетиной, смываете всю грязь. Fairy здесь очень к месту. Не стоит направлять прямую струю воды в пазы каретки и рулевой – если туда попадет вода, она, скорее всего, останется там надолго, а ничего хорошего это не сулит. Также надо сказать, что если вы только что приехали с покатушек в холодную погоду, стоит дать байку прогреться, или придется мыть его прохладной водой – резкие температурные колебания не пойдут на пользу вашему любимцу. Колеса моете отдельно, здесь никаких тонкостей нет, только опять же, не направляйте струю воды внутрь втулок.

Ходовая

Ходовая часть велосипеда, к которой можно отнести систему, кассету и цепь (плюс, если есть, успокоитель цепи), подвержена стойким загрязнениям: здесь отлагается трудновымываемая смесь смазки, которую вы скорее всего наносили на цепь и грязи. Чтобы снять эту гадость с цепи, применяют специальную машинку для чистки цепи. В машинку наливают немного Fairy и немного воды – чем горячее, тем лучше. Как ей пользоваться, объяснять не стоит, это понятно, в ванной это делать удобнее всего. Вы ужаснетесь тому количеству грязи, которое сойдет с цепи после этого! Звезды же приходится чистить с помощью той же пластиковой щетки и Fairy.
Да, еще, не пытайтесь использовать более дешевые моющие средства, например Dosia – чудес не бывает, и они действуют намного хуже Fairy.

Смазка

Смазывать нужно только чистый байк. Это, по-моему, аксиома. После мытья нужно, чтобы смазываемые узлы высохли. Как правило, для этого достаточно пары часов. Еще есть такая аксиома (ну или почти) – нельзя использовать на байке такую смазку, как литол и прочие литийсодержащие смазки. Дело в том, что содержащийся в них щелочной металл литий каким-то плохим образом влияет на алюминий, которого в современном байке предостаточно. Об этом, кстати, указано в сервисных инструкциях к вилкам Rock Shox.
Ходовая. Наиболее часто в байке следует смазывать ходовую часть, а, точнее, цепь; звезды мазать незачем. Пожалуй, именно это и вызывает наиболее ожесточенные споры среди обитателей форума. Вот какие предлагаются варианты: снятие цепи (для этого лучше подходят цепи фирмы SRAM с замочком) и проварка ее в солидоле либо другой густой смазке; непосредственная смазка графитовой или другой густой смазкой; нанесение более жидкой смазки – минерального, трансмиссионного масла и т.д.; брызгание двухкомпонентной смазкой из баллончика (тефлоновой, силиконовой) и т.д.
У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы. Какой-то из методов сложен, но смазка долго остается на трущихся частях, другой – напротив, прост и не отнимает много времени, но результат не слишком хорош. Каждый сам путем проб и ошибок подберет себе оптимальный способ смазки цепи. Иногда применяют тефлоновую двухкомпонентную смазку в аэрозоле. Эта смазка (AB-80) содержит летучий растворитель и тефлон, который и уменьшает трение, когда испаряется растворитель. Данный способ смазки хорош своей простотой: побрызгал из баллона на цепь (следя за тем, чтобы струя не попала на другие узлы байка, особенно обода), дал высохнуть минут 15 и можно ехать. Оперативно, но смазки хватает ненадолго: километров через 40 цепь начинает противно журчать. Зато в мокрую погоду почти не липнет грязь.
В итоге можно остановиться на трансмиссионном масле: оно гуще, чем обычное машинное, стоит копейки (в автомагах), достаточно долго не вылетает из цепи. Смазывют с помощью масленки, капают на каждое звено, затем прокручиваю резко цепь, переключаясь в разные стороны – чтобы она поизгибалась и масло затекло в каждое звено. После этого лучше оставить байк на ночь, чтобы масло разошлось, а перед выездом – обязательно протереть цепь и звезды тряпкой – масло останется в местах трения внутри цепи, а снаружи цепь и звезды будут сухими – меньше будет липнуть грязь и пыль. Обычно одной промазки хватает на 70-100 км (в зависимости от погодных условий и состояния дорог). Иногда из-за лени наносят масло прямо на грязную цепь, но в таком случае она снова начинает шуметь уже километров через 20.

Вилка.

Как ухаживать за вилкой, обычно подробно рассказывается в сервисных инструкциях, прилагаемых к ним. Если вы купили готовый байк, и никаких инструкций не было, можно поискать на сайте производителя или, скажем, воспользоваться нашими рекомендациями.
А рекомендации таковы – внутрь вилки самому лучше не лазить. Согласно рекомендациям производителя, где-то раз в месяц начисто вычищают все пространство под пыльниками и брызгают туда немножко тефлоновой смазки, потом несколько раз сильно прожимаю вилку и дают постоять ночь. После чего вытирают сухой тряпкой и одевают пыльники.

Задний и передний переключатели, тормоза.

Во всех этих узлах наводят порядок достаточно редко, где-то раз в два-три месяца. Хорошие компоненты прекрасно работают и будучи загрязненными. Но все же изредка лучше промазывать места трения в сочленениях деталей – по малюсенькой капле трансмиссионного масла, потом подвигать этим узлом, через пару часов после этого – насухо протереть тряпкой. В тормозах, естественно, нужно смазывать только втулочки, относительно которых вращаются приводы вибрейков. Единственное, что чистить и промазывать необходимо немного чаще, это ролики заднего переключателя – они быстро загрязняются и могут начать издавать противный свист.

Тросики, рубашки.

Бытует мнение, что эти органы байка смазывать не стоит никогда, просто надо покупать хорошие тефлонированные тросики и раз в сезон все это хозяйство менять. Однако можно при установке тросика полностью, пальцами, промазывать его, нанося тончайший слой консистентной смазки (Pedros SynGrease). После установки те части тросика, что оказываются вне рубашек, вытирают.

Втулки, рулевая.

Во втулки, если вы только начинаете постигать велонауку, лучше самостоятельно не лезть, а сначала спросить совета у более искушенных товарищей. А вообще при переборке втулок используют ту же консистентную, густую смазку (SynGrease). Все то же самое можно сказать и о рулевых колонках. Да, кстати, еще можно нанести тонкий слой SynGreasа и на оси эксцентриков: они частенько находятся в сырости и без смазки могут покрыться ржавчиной.

Резьбовые соединения.

Основные резьбовые соединения в байке – это соединение каретки с рамой (то бишь стакан, в который вкручивается каретка) и соединение шатунов с педалями. При установке этих компонентов резьбу нужно тщательно протереть и обязательно нанести тонкий слой консистентной смазки. Отсутствие смазки может привести: во-первых, к неприятному скрипу, раздающемуся при педалировании и во-вторых – к прикипанию резьбовых соединений. Кстати, если вы купили готовый байк в магазине, стоит открутить педали (помните, что на правой педали стандартная, «правая» резьба, а левая педаль откручивается в противоположную сторону), и посмотреть, не забыли ли при сборке байка (а они поступают в магазины с открученными педалями) нанести на резьбу смазку.
Здесь надо сказать и о такой чудо-жидкости, как WD-40, производимой одноименной английской компанией. Это – проникающая смазка, но лучше использовать ее не как смазку, а как сильнейший растворитель, позволяющий удалить самую въевшуюся грязь и даже ржавчину (например, помогает, если байк всю зиму хранился во влажных условиях, например, в гараже, и сильно запаршивел – проверено). Также WD-40 помогает, когда надо разъединить прикипевшие друг к другу металлические детали, например, резьбовые соединения. Для этого надо залить их жидкостью, скажем, на ночь.
Аналогичный продукт есть и у компании Liqui Moly - LM40 и LM47 - проникающие смазки, содержащие, помимо масла и керосина (основных компонентов «вэдэхи») присадки, снижающие трение и увеличивающих срок службы деталей (растворение ржавчины, долговременная защита от коррозии, продление жизни пластиковых и резиновых кожухов и т.п.).


Помните, что байк, как и любая техника, любит, когда о ней заботятся, и если вы будете держать его (а особенно ходовую) в чистоте, будете вовремя смазывать необходимые узлы, то он ответит вам взаимностью и не сломается в самый неподходящий момент ;-)). Мало того, при езде он не будет противно бренчать, свистеть, дребезжать, все узлы будут работать оптимально, так, как это и было задумано. Да и вообще, чистый, блестящий, бесшумно катящий байк приносит настоящему байкеру ни с чем не сравнимое удовлетворение!
Яндекс.Погода
© 2009-2018 Azmi.ru Создание сайта - Netkam